В 13 лет Сергей Карякин впервые сел за руль квадроцикла, в 14 – выиграл первые гоночные соревнования, а в 25 – стал первым в российской истории победителем ралли-марафона «Дакар» в классе квадроциклов. Знакомимся ближе с именитым екатеринбуржцем, который официально стал послом Всемирных студенческих игр ФИСУ 2023. И снова первым!

 

Источник: Универсиада 2023

- Сергей, поздравляем вас с этой важной и ответственной ролью. Для начала небольшой биографический экскурс для читателей, только открывающих для себя автоспорт. Вы родились в семье, где отец долгое время работал на заводе гражданской авиации, а мама бухгалтером. Как же так вышло, что вы стали гонщиком?

- На самом деле это большой вопрос. Ни в роду, ни в окружении людей со скоростью в крови, как говорится, у нас не было. Но так случилось, я это занятие полюбил. И, самое главное, у меня получилось связать с ним жизнь. Я этому рад, но и родители недоумевают: как так вышло, что сын пошёл по спортивному пути.

- Ваш отец имел отношение к авиации. Могли ли мы увидеть Сергея Карякина – пилота авиации, а не мототехники?

- Мой отец долго работал в вертолётной отрасли. Я очень люблю небо и часто летаю на самолетах, но только как пассажир. На вертолете, если честно, я летал всего раз в жизни. Во время одного из «Дакаров» я сломал обе руки, и меня эвакуировали. Всегда мечтал полетать на вертолете, но точно не в подобной ситуации (смеется). А еще в детстве я несколько лет занимался в кружке авиамоделирования, но не более того.

- О вашем первом соревновательном опыте. Вы довольно рано попробовали себя в качестве гонщика. Как это произошло?

- Однажды отец подарил мне квадроцикл. Я гонял на нём без остановки. Каждый день, каждый вечер. И мне все время хотелось с кем-нибудь соревноваться. Это стало настоящей страстью. Мне было 13 лет. Первое соревнование, которое у меня было — это своеобразный курс молодого бойца. Через год пришла первая победа. С первого дня, когда я сел за руль квадроцикла, мне хотелось соперничать, всегда хотелось побеждать. Это уже мое устоявшееся мнение: быть лучшим, всегда стремиться к вершине. Так и живу.

- Были ли в вашем детстве другие виды спорта?

- Я почти 10 лет занимался самбо. Ну и авиамодельный кружок, о котором уже говорил. Конечно, это не самый физически активный спорт, но он многому меня научил в техническом плане. Выдержка, терпение, качество работы – все это хорошо помогает при занятии автоспортом.

- Путь от первых стартов до дебюта на «Дакаре» занял у вас примерно 10 лет. В какой момент пришла мысль выступить на известнейшем ралли-марафоне? Помните этот момент? Или был человек, повлиявший на вас?

- На самом деле всё было очень просто. Этот человек - мой отец. Мы сидели за ужином. По телевизору показывали «Дакар», обсуждались победы российских грузовиков. Благодаря им и родилась идея: «Почему бы не Дакар?». Вот так вот абсолютно спонтанно и, в каком-то смысле, случайно, решили. Стали готовиться и поехали.

- Как готовились с точки зрения физической формы?

- Я всегда был достаточно собран в плане физики. Помогло самбо из детства, ну и постоянная езда на квадроцикле. Для нашего спорта очень важна выносливость, которая нарабатывается через практику. Перед «Дакаром» я много ездил по российским соревнованиям. Стал чемпионом России, выиграл другие престижные гонки и думал, что на «Дакаре» будет так же, потому что здесь я всегда выигрывал с большим отрывом…

- Но?

- Но то, что мы с командой там увидели - тот уровень спорта, тот уровень скорости и готовности спортсменов — это просто поразило. После первого участка мой результат был в третьем десятке. Я был, скажем так, очень удивлён, когда гораздо старшие участники легко объезжали меня.

- Вы поняли, что это другой уровень конкуренции, и что и надо максимально мобилизовать себя?

- Всего через несколько дней на одиннадцатом спецучастке была победа (Первая в российской истории в зачете квадроциклов - Прим. Ekat2023). Всего через три года - первая победа в общем зачете (Первая в российской истории в зачете квадроциклов - Прим. Ekat2023). В 2020-м я стал серебряным призёром уже в категории мотовездеходов. Ну и на очереди у нашей команды победа в данном классе. Уверен в этом.

- Как вы сохраняете физическую форму во время таких длительных гоночных марафонов?

– Я всегда разминаюсь перед стартом. Есть обязательные восстановительные процедуры после заездов. Казалось бы, надо просто сидеть за рулем. Но это огромная нагрузка. Сильная тряска от езды по бездорожью, экстремальные погодные условия. Все твое тело напряжено. Ты должен постоянно контролировать ситуацию. Нагрузка, которую мы получаем во время заездов - безумная.

- Случаи, когда нужно экстренно ремонтировать технику в ходе гонки, это дополнительная нагрузка…

Да, наверное, но это самый экстремальный фитнес (смеется). Говоря о ремонте техники на этапах, отмечу важность командной работы. Низкий поклон моим механикам. С учетом условий, в которых им приходится работать, их вклад в итоговый результат неоспорим. По моему мнению, успех всегда кроется в командной работе.

- Вы побеждали не только на «Дакаре», но и других гонках. Есть ли старты сложнее?

- Нет. Дакар самый сложный. Самый высокий уровень конкуренции именно там.

В университетах поблажек не было

- Возвращаемся домой, в Екатеринбург. Несколько слов о вашей учебе. У вас два высших образования (В 2013 году Сергей окончил Уральский федеральный Университет и стал инженером по специальности «Газотурбинные, паротрубные установки и двигатели». В 2018 году получил второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» (РАНХИГС при Президенте Российской Федерации) - Прим. Ekat.2023) Получается, что вы учились в университетах одновременно с соревновательной практикой?

- Да, все так.

- ВУЗы как-то помогали вам с учебой?

- Они требовали от меня знаний и посещения. Никаких поблажек не было. Безусловно, при конфликте соревнований и занятий приходилось договариваться с преподавателями. Где-то компенсировать пропущенное, заниматься с другими группами. Но я всегда досдавал зачеты, домашние задания и экзамены в другие дни. Всегда старался учиться и находил для этого возможность. Считаю, что это важно.

- Как в университетах реагировали на именитого студента?

- Ну некоторые узнавали. Широкой известности не было. Наш спорт менее публичен, чем другие. Я особо и не чувствую известность или славу. Да мне это и не нужно, мне комфортно так, как есть.

- Участвовали в спортивной жизни университета?

- Не особо. На это просто не хватало времени. Помимо учебы и соревнований у меня уже были семья и официальная работа.

Доношу до детей, что спорт – это круто

- У вас жена и трое детей. Через несколько лет увидим спортивную династию Карякиных?

- Я не знаю, получится ли именно так. Дети позже сами выберут себе путь. Мне, безусловно, хотелось бы передать свой опыт. Но если нет - то нет.

- Приобщаете детей к спорту?

- Безусловно. Они все начинали с бассейна и неплохо умеют плавать. Пробовали разные виды спорта, но на данный момент остановились на спортивной гимнастике, теннисе и скалолазании. Супруга активно занимается теннисом. И мы с ней любим бегать по вечерам!

- С учётом вашего насыщенного графика, хватает ли времени на семью, себя?

- Безусловно, хотелось бы больше, так как с семьёй много времени не бывает. Но работа также важна. Я считаю, в отце дети должны видеть лидера и человека, который поддерживает семью во всех ситуациях. Ну а для себя успеваю заниматься хоккеем и боксом.

- Как реагируют дети, когда смотрят ваши выступления? Наверняка записывают видео, присылают, показывают.

- Дети гордятся. Для меня это стало еще одним стимулом, чтобы выигрывать и показывать пример. А если не только свои, но другие будут брать пример – вообще здорово.

- Ваша детская автошкола – тому подтверждение?

- Да, наша школа функционирует уже четыре года. Мы проводим несколько занятий в неделю. Активно работаем с детьми-сиротами, со школьниками, и уже есть первые успехи. Вообще, это такой стимул и драйв, который увлекает ребят. Причем увлечение полезное и правильное. Сейчас я стараюсь доносить до детишек, что спорт — это круто.

Статус первого посла – большая ответственность

- Вы стали первым российским победителем на «Дакаре» (В классе квадроциклов - Прим. Ekat-2023), Вы же стали первым послом Всемирных студенческих игр ФИСУ 2023. Эмоции и ощущения от этого?

- Безусловно, для меня это большая честь. И огромная ответственность. Нельзя ударить в грязь лицом. Екатеринбург - очень крутой город, нужно достойно представить его и доказать всему миру, что мы действительно достойны проведения Игр. Буду рад помочь организаторам сделать это!

- Как Игры повлияют на Екатеринбург?

— Это инвестиции и импульс для развития города. Это привлечение внимания и повышение статуса города. На примере других крупных турниров можно уверенно говорить: получаемая городом инфраструктура сильно помогает его жителям в будущем.

- Если не автоспортом, то каким бы видом спорта из программы Игр хотели бы заниматься?

- Автоспортом (смеется).

- Без вариантов?

- Да. Мне нравятся скорость, адреналин.

- А если вне программы Игр?

Возможно, горные лыжи. Они мне тоже очень нравятся.

- В таком случае, есть ли вероятность, что автоспорт, в каком-то виде, станет частью студенческих игр, либо аналогичных соревнований?

- Сложный вопрос. Видите ли, наш спорт не совсем попадает в идею олимпийских дисциплин. Слишком очевидна значимость техники. Порой, она явно важнее человеческого фактора.

- То есть соревнуются машины, а не люди/страны?

- В каком-то смысле. Но, как и в любом спорте, в технических видах знают своих героев и звезд. Знают, откуда они и какую страну представляют.

- Есть ли какой-то вид спорта, который Вы можете сопоставить с ралли-марафонами?

- Соревнования триатлонистов – «IronMan» - если говорить про выносливость на длинной дистанции.

- Еще не думали, какие соревнования ВСИ 2023 хотели бы посетить?

- Пока ещё нет, если честно. Но обязательно составлю себе график мероприятий, на которые пойду. Сто процентов.

- Самое яркое место в Екатеринбурге, которое рекомендуете к посещению гостям и зрителям Игр?

- В Екатеринбурге обязательно стоит погулять по набережной Исети (Река, протекающая на территории Екатеринбурга – Прим. Ekat-2023»). Нереальная красота и очень комфортные условия для отдыха.

- А в области?

- Оленьи ручьи (Природный парк в Свердловской области в 100 км от Екатеринбурга - Прим. Ekat-2023»), отличное место. Также это город Сысерть - экологически чистое место с огромным количеством туристических активностей.

- Напоследок, ваше пожелание будущим участникам и гостям Игр.

- Я хочу пожелать всем, кто приедет на Игры, получить удовольствие от соревнований и времени, проведенного в Екатеринбурге. Желаю спортсменам достойных выступлений, а побед - сильнейшими среди сильных!

00003

АНО «Гоночная команда Сергея Карякина»
г. Екатеринбург, ул. Умельцев

Email: info@snagracing.ru

Телефон: +7 904 171 2176

Официальный сайт Сергея Карякина © 2020